Чего хочет пользователь?
Почему так важна продуктовая аналитика, как интегрировать UX-исследования в рабочие процессы компании, какими методами и инструментами пользуются сегодня ведущие бренды – эти и другие вопросы, связанные с аналитикой поведения пользователей, рассмотрели на онлайн-конференции UX-Марафон #25, состоявшейся в октябре 2021 года. Предлагаем вашему вниманию конспекты выступлений двух из восьми спикеров, Алексея Бородкина и Дмитрия Матвеева. Узнать больше и получить доступ к видеозаписям всех докладов можно на странице конференции.
Как понять, чего хочет пользователь
Алексей Бородкин, Product Lead в компании Ozon, выступил на конференции с докладом «Чего хочет пользователь: как убедиться, что ваш продукт будет кому-то нужен».
На самом деле, считает Алексей Бородкин, пользователю от продукта нужны всего три вещи:
-
чтобы было полезно (ценность продукта);
-
чтобы было удобно (удобство пользования продуктом);
-
чтобы было интересно (в продукте должен присутствовать определённый fun factor, или «душа»).
В условиях монополии вполне достаточно уделять внимание только первой составляющей. На развивающемся рынке помимо этого необходимо заботиться об удобстве пользования. Однако, на высококонкурентном рынке и этого будет уже недостаточно. Единственный способ выигрывать в условиях высококонкурентного рынка – «прокачивать» душу продукта.
Чтобы не вкладывать время и ресурсы в стартап, который в результате окажется просто не нужен пользователю, развитие продукта необходимо строить в рамках HADI-цикла:
-
H (hypothesis) – ставим гипотезу;
-
A (actions) – реализуем гипотезу;
-
D (data) – получаем данные;
-
I (insights) – интерпретируем полученные данные.
При этом интерпретация данных, завершающая HADI-цикл, может стать исходной точкой для нового цикла исследований. Например, представим, что мы попытались ввести в службе такси детский тариф, но идея не зашла. Однако, анализируя, почему именно эта идея оказалась невостребованной, мы можем обнаружить материал для новых гипотез.
Планируя исследование, мы всегда выбираем между количественными и качественными исследованиями. У каждой из этих групп исследований есть свои плюсы, минусы и сфера применения.
В частности, количественные исследования хороши тем, что обладают статистической значимостью, хорошо демонстрируют преобладающие тенденции и дают возможность проверять гипотезы. Однако, они достаточно сложны в проведении, требуют серьёзного подхода и применения методов математической статистики. Даже небольшая ошибка, допущенная при проведении количественного исследования, может привести к неправильным выводам.
Ещё один серьёзный недостаток количественных исследований – то, что они не отвечают на вопрос «Почему?». Ответ на этот вопрос могут дать только качественные исследования. Они не обладают статистической значимостью и не подходят для проверки гипотез, зато позволяют понять причины происходящих событий и сформулировать новые гипотезы. Поэтому проводить качественные исследования необходимо постоянно, и начинать их желательно как можно раньше, тем более, что они отличаются от количественных относительно низким порогом входа – самые первые качественные исследования можно делать практически «на коленке».
При запуске нового продукта необходимо начинать с ценностных исследований.
Главные правила стратегического исследования:
-
мыслить гипотезами;
-
помнить, что проверять стратегические гипотезы сложнее всего;
-
помнить, что стратегические решения без исследований – путь в могилу.
На этапе решений мы проверяем удобство пользования продуктом. Что касается души продукта, то проверить её можно только со временем, по таким косвенным показателям, как LTV, виральность и ретеншен. NPS (индекс потребительской лояльности) – не самый подходящий инструмент для оценки души продукта, но его можно использовать, если нет альтернативы.
Глобальные правила исследования от Алексея Бородкина:
-
Матстат – это кровь, эмпатия – хлеб. В количественных исследованиях цена ошибки слишком высока, поэтому самое главное здесь – корректное использование методов математической статистики. В качественных исследованиях самое главное – эмпатия.
-
Вовлечение команды. Исследования – это не привилегия избранных специалистов. Подключайте к исследованиям всех членов команды
-
Не стесняться простых исследований, не бояться сложных. Не нужно стесняться простоты исследований «на коленке». Для того, чтобы просто пообщаться с пользователем, не нужно больших расходов или усилий, но результаты от этого менее ценными не становятся.
UX-исследования в разработке инновационного продукта
Дмитрий Матвеев, продакт-менеджер Arrival, рассказал, как в компании UX-исследования встроены в цикл разработки электрического транспорта: с какими проблемами приходится сталкиваться, как организован в итоге процесс проектирования продукта и цикл разработки, а также как продуктовая команда готовится к исследованию и применяет его результаты.
Разработка инновационных IT-продуктов отличается рядом особенностей:
-
основного продукта ещё нет, но запуск должен быть общим;
-
нет чётких требований и ограничений, есть только гипотезы;
-
отсутствуют реальные пользователи и метрики;
-
на ваши планы и прогресс влияют результаты других команд;
-
непонятен масштаб продукта;
-
понимание продукта растёт по мере работы.
Мотивация команды в таких условиях также сталкивается с рядом серьёзных проблем:
-
результаты работы долго не ощущаются;
-
отсутствие нагрузки и реальных пользователей может вызывать «ломку»;
-
преследует страх сделать что-то не то;
-
постоянное желание делать «сразу хорошо» и в «общем виде».
Как же исследуют свой продукт в Arrival? UX-исследования проводятся пошагово и включают в себя несколько этапов:
-
создание CJM;
-
формулирование Job Storys;
-
Customer Discovery;
-
проектирование сервиса;
-
тестирование на пользователях.
Job Storys создают не более 50 на один продукт. Если их больше – это сигнал, что вы захотели сделать слишком много. На самом деле, может быть вполне достаточно и 8-10 Job Storys на продукт.
Проектирование сервиса строится по следующему алгоритму:
-
составляем Service Blueprint: интерфейсы, действия, функции и зависимости;
-
определяем приоритеты, используя матрицу важности / сложности;
-
проектируем wireframe, решающий JS, оцениваем трудоёмкость;
-
разрабатываем функцию в режиме proof-of-concept.
Наконец, финальным этапом исследования выступает тестирование на пользователях, встроенное в план разработки, участие в котором принимает вся команда.
Каждый отчёт проведённого UX-исследования – ценный артефакт для компании. Именно к нему вы сможете апеллировать в спорах из разряда «будет неудобно / они не поймут / им это неважно». В тоже время, всегда нужно учитывать, что результаты исследования – это «взгляд назад» ваших пользователей.
***
Здесь мы представили краткие конспекты лишь двух из восьми выступлений на онлайн конференции UX-Марафон #25 | Аналитика поведения пользователей. Напоминаем, что получить доступ к видеозаписям этих и других докладов можно на странице конференции.