Новое выступление Елены Пятковой состоится 7 октября на UX-Марафоне #25 «Аналитика поведения пользователей». Также на онлайн-конференции выступят эксперты из компаний Сбер, Ozon, Lamoda, Arrival, Контур, UXCrowd, Фабрика Юзабилити. Они расскажут о продуктовой аналитике, UX-исследованиях, современных инструментах и методологиях.
Зачастую под веб-аналитикой понимают лишь анализ источников трафика и эффективности рекламных кампаний. Однако, чтобы получить полную и объёмную картину, следует учитывать четыре направления деятельности.
Во-первых, это анализ посещаемости ресурса. Он поможет понять, сколько пользователей приходит на ваш сайт, насколько они вовлечены во взаимодействие с ним, как глубоко они заходят и как долго находятся на сайте. Также важен и анализ того, насколько эффективно пользователи взаимодействуют с вашим продуктом.
Тем не менее, всё это ещё не даёт ответа на вопрос «Почему?». По сути, в рамках этих двух направлений веб-аналитика позволяет лишь идентифицировать проблемы, но не найти ответы. И вот тут на помощь приходят разнообразные методы качественных и количественных исследований – эксперименты, А/В-тесты, опросы и анкетирования. Используя их, вы можете напрямую спросить у пользователей или определить по их поведению, почему происходят те или иные изменения или возникают проблемы.
Ну и, конечно, нужно понимать, что происходит вокруг, ведь 99% своего времени пользователи проводят не на вашем сайте, а где-то ещё.
Усилия, потраченные на веб-аналитику, помогают достичь трёх важных целей: повысить доход, снизить затраты и повысить удовлетворенность или лояльность клиентов. И каждый из этих пунктов можно описать определенными метриками. При этом вам нужно чётко понимать, какие из показателей в сумме обеспечат вам наиболее полную картину, и не ограничиваться каким-то одним направлением анализа.
Таких направлений можно выделить три.
В первую очередь это анализ аудитории сайта или приложения: кто ваши пользователи, какого они пола и возраста, в каких регионах проживают, какие у них интересы. Всё это очень важно знать, чтобы понимать, кто на самом деле пользуется вашим продуктом.
Ещё одно большое и, наверно, самое популярное на сегодняшний день направление – это анализ источников трафика, их эффективности и, главное, рентабельности.
И третье направление, о котором владельцы сайта или приложения часто забывают либо уделяют ему недостаточно внимания – это анализ удобства пользования и оптимизация конверсии.
Решение любой задачи в веб-аналитике состоит из целого ряда этапов. Первое, что необходимо определить – какие именно данные вам необходимы и как их собрать. После этого идёт сбор, интеграция и обработка данных. И лишь на последних двух этапах начинается собственно анализ – интерпретация полученных результатов, принятие решений и выработка определенных действий.
При этом важно помнить, что описанный выше цикл – не разовое мероприятие, а непрерывный итерационный процесс: новые задачи поступают постоянно, и вы снова и снова возвращаетесь в точку старта, но уже на новом уровне.