Что делает UX-редактор?
UX-редактор, UX-копирайтер, UX-писатель, редактор интерфейсов — далеко не полный перечень наименований для специалиста, отвечающего за интерфейсные тексты. Это совсем «молодая» IT-специальность, поэтому единое, общепринятое название ещё не устоялось.
Тем не менее, профессия стремительно набирает популярность — достаточно посмотреть, сколько людей ежедневно ищут в интернете обучение UX-копирайтингу или курсы UX-редакторов. Сегодня мы вместе с участниками telegram-канала UX-Марафон постараемся ответить на вопрос: чем занимается UX-редактор в digital-агентстве или продуктовой команде и почему он должен разбираться не только в правилах русского языка.
Кто должен писать тексты для интерфейса?
В начале двухтысячных отношение к тексту интерфейса было не слишком уважительным. Команды разработчиков и дизайнеров концентрировали всё своё внимание на визуальной стороне, а текстовое наполнение сайта стояло на втором, а то и на третьем-четвёртом месте по значимости.
Соответственно, микрокопии для элементов интерфейса создавались кем угодно — разработчиками, дизайнерами и даже менеджерами по продажам, которые не всегда имели достаточный опыт в копирайтинге и представление о поведении пользователей. Результатом становились непонятные и неэффективные тексты, что негативно сказывалось на взаимодействии пользователей с продуктом в целом.
Однако, со временем стало очевидно: пользователи не просто смотрят на сайт или приложение — они взаимодействуют с ним. И если текст не помогает этому взаимодействию, то все усилия по разработке интерфейса могут оказаться напрасными. Появление таких терминов, как «пользовательский опыт» и «интерфейсный текст» дало толчок к пониманию того, что слова в интерфейсе могут и должны работать на результат.
UX-редактор — это человек, который пытается примирить амбиции бизнеса с ожиданиями пользователей
Екатерина Дегтяренко, UX-редактор в билайне
Первые UX-редакторы начали появляться, когда команды осознали, что для улучшения пользовательского опыта нужно не просто добавлять текст, а делать его частью единого целого.Тексты стали важными элементами взаимодействия, которые могут направлять пользователей и помогать им быстро и без лишних проблем выполнить свою задачу. Так возникла необходимость в отдельном специалисте, который бы занимался именно этой частью разработки цифрового продукта.
Не только и не столько про текст
Может показаться, что работа UX-редактора сводится к написанию и редактированию текстов. На самом деле, его обязанности гораздо шире. UX-редактура — это в первую очередь про понимание пользователя, его потребностей и того, как он взаимодействует с продуктом. Это не просто исправление ошибок в тексте, это создание контента, который будет максимально полезным и понятным.
UX-редактор является своего рода «переводчиком», он переводит технические и узкоспециальные термины на язык, понятный пользователю. Он должен понимать, как и почему пользователи принимают решения, и создавать текст, который будет направлять их в нужное русло. Его работа может включать в себя написание текстов для кнопок, подсказок, инструкций, уведомлений и даже создание персонажей-помощников, которые помогут сделать интерфейс более дружелюбным.
UX-редактор — это голос интерфейса и часто ключик к эмоциям пользователей. Он пишет тексты и пояснения, которые помогают пользователю понимать интерфейс и корректно в нем действовать
Anna Yusupova, UX and CX-reseacher
Кроме того, UX-редакторы участвуют в исследовательских процессах. Они проводят тестирования, анализируют поведение пользователей, чтобы понять, какие слова и формулировки работают лучше всего. UX-редакторы активно взаимодействуют с дизайнерами и разработчиками, чтобы убедиться, что текст гармонично вписывается в общий дизайн и функционал приложения или сайта.
Ключ к успеху — сотрудничество
Как редактору интерфейсов выстроить работу с другими UX-специалистами? Ведь расхожее заблуждение, что UX-редактор — это человек, который исправляет грамматические ошибки в текстах на сайте, до сих пор встречается в продуктовых и дизайн-командах.
Чтобы эффективно работать с другими специалистами, важно установить открытое и честное общение.
1. Регулярные встречи. Заведите привычку проводить короткие рабочие встречи с другими членами команды. Это поможет всем оставаться в курсе происходящего и оперативно обсуждать возникающие вопросы.
2. Обсуждение и обратная связь. Не бойтесь делиться своими идеями и просить обратную связь. Это поможет улучшить текст и сделает его более подходящим для пользователей.
3. Совместные исследования. Участвуйте в исследовательских сессиях вместе с UX-исследователями и дизайнерами. Это не только укрепит командный дух, но и поможет вам лучше понять, как текст влияет на пользовательский опыт.
4. Участие в проектировании. Старайтесь включаться в процесс проектирования интерфейса с самого начала. Это позволит вам создать текст, который гармонично вписывается в концепцию, а не подгонять его под готовый дизайн-макет в последний момент.
5. Обучение и развитие. Не забывайте следить за трендами в UX-дизайне и текстовом контенте. Это поможет вам оставаться на волне и привносить новые идеи в вашу работу.
***
Работа UX-редактора — это не просто текст, а целая философия, направленная на улучшение взаимодействия пользователей с продуктом. UX-редактор выступает посредником между пользователем и интерфейсом, и именно от него зависит, насколько комфортно и приятно будет людям использовать созданный командой продукт.
Тому, кто работает с интерфейсными текстами, мало знать правила грамматики и стилистики — необходимо разбираться в пользовательском опыте, иметь представление о проектировании и проведении исследований.
Если вы хотите больше узнать о работе UX-редактора, вникнуть во все детали рабочего процесса и познакомиться с опытом и лайфхаками от лучших практиков — по тегу Текст в интерфейсе вы найдёте на нашей платформе более тридцати уникальных докладов со специализированных конференций UX-Марафон для редакторов интерфейсов. Для тех, кто хочет прокачаться в смежных UX-специальностях, мы подготовили также ряд мини-курсов по самым разным дисциплинам — от исследований и психологии восприятия до проектирования и UX-аналитики.
А тех, кто хотел бы погрузиться в аналитику поведения пользователей более серьёзно, приглашаем на онлайн-конференцию UX-Марафон, который состоится уже 1 марта. Вместе со спикерами разберёмся, как выстроить эффективную систему UX-аналитики, визуализировать big data, обнаружить и устранить проблемы в пользовательском пути.