Шаблонный текст. Всегда ли это плохо?

27 января 2023

17 декабря прошёл юбилейный, тридцатый UX-Марафон, посвящённый тексту в интерфейсе. Дизайнеры, UX-писатели и другие специалисты по пользовательскому опыту рассказали, как организовать работу с текстом в IT-компании, что надо знать и какие основные правила соблюдать, чтобы писать хорошие интерфейсные тексты. Хотим познакомить вас с отрывком из доклада продуктового дизайнера в «Самокате» Любови Шептуховской о микрокопирайтинге в дизайне.

Так ли плох шаблонный текст

Выражение «шаблонный текст» вызывает, как правило, негативные ассоциации. Воображение рисует скучающего читателя, который вяло просматривает неинтересный, написанный под копирку текстовый фрагмент. Но это не всегда так. Шаблонный текст может быть очень полезен, особенно, когда дело касается микрокопирайтинга.

Представьте себе человека за рулём, который одновременно взаимодействует с интерфейсом мобильного приложения. В этой ситуации ему нужно сканировать текст уведомления или диалогового окна ещё быстрее и эффективнее, чем обычно. И чем более однотипным, понятным и предсказуемым будет этот текст, тем проще пользователю будет выполнить свою задачу. И здесь нам как раз помогают шаблоны.

Хорошо для пользователя

Шаблоны формируют предсказуемый пользовательский опыт. Если мы раз за разом видим типичные сообщения об ошибках или пуш-уведомления, их конструкция вскоре становится привычной. Использование знакомого текстового паттерна позволяет быстрее считывать текст.

Хорошо для дизайнера

Использование шаблонов сокращает время на проектирование интерфейса. Не нужно каждый раз изобретать велосипед и придумывать новые конструкции — у нас есть проверенный порядок смыслов и сообщений, который мы можем использовать.

Где использовать паттерны текста

Логично, что текстовые паттерны нужно использовать в паттернах интерфейса. Если у нас есть определённый напор шаблонов, которые мы раз за разом воспроизводим при проектировании интерфейса, то и текст для этих паттернов тоже может (и должен) быть шаблонным.

К таким паттернам относятся:

  • сообщения об ошибках или об успехе
  • пуш-уведомления
  • справочная информация в интерфейсе
  • диалоговые окна
  • пустые состояния экранов

Пустые состояния экранов, кстати, являются составной частью онбординга и голоса продукта. Поэтому очень важно, чтобы их текст также был последователен, и пользователь даже на разных этапах видел примерно одно и то же.

Примеры шаблонов. Пуш-уведомления

Пуш-уведомления (нотификация) требуют особого внимания при проектировании.

Во-первых, текст необходимо сделать ясным и коротким, потому что эти сообщения имеют свойство исчезать.

Во-вторых, важно придерживаться определённой структуры, которая даст возможность быстрее сканировать каждое сообщение.

Рассмотрим первый пример

В заголовке мы сообщаем, что произошло: задача назначена.

Дальше мы добавляем подробности. Здесь мы можем указать, например, номер задачи, её исполнителя, а также — что пользователю делать с этим дальше.

По той же схеме построено и второе сообщение.

Можно разработать шаблоны для разных типов нотификации, чтобы они были как минимум консистентны, как максимум — эффективны в интерфейсе.

Примеры шаблонов. Диалоговое окно

Диалоговые окна — одно из самых подходящих мест для применения шаблонных конструкций и текстов. Цель диалогового окна — убедиться, что пользователь действительно хочет совершить какое-то действие, и предупредить его о последствиях.

Стандартная структура диалогового окна может включать в себя четыре блока:

  1. В заголовок мы помещаем собственно уточняющий вопрос.
  2. Ниже мы добавляем подробности, чтобы пользователь мог проверить, что именно он собирается сделать.
  3. Если известно о каких-то последствиях действия для пользователя, особенно негативных, стоит выделить эту информацию в отдельное сообщение внутри диалогового окна.
  4. Текст на кнопке даёт подтверждение действия.

Интересный приём, который можно использовать в диалоговых окнах — небольшое усиление для глагола внутри кнопки, например: «Да, удалить», «Да, аннулировать». Это придаёт диалогу с пользователем более лёгкие, неформальные интонации, приближая его к живому непосредственному общению.

***

Уже скоро все доклады UX-Марафона будут доступны на нашей платформе. А пока, если тема вас заинтересовала, посмотрите один из прошлых выпусков UX-Марафона о том, как писать грамотные и полезные тексты для интерфейса.

 

Поделиться: