Что такое UX и для чего он нужен
Понятие «пользовательский опыт» (User Experience, UX) впервые было введено в 1993 году Дональдом Норманом, известным специалистом в области дизайна и когнитивной науки. Изначально он использовал термин UX применительно к интерфейсам, но со временем стал обозначить им весь спектр взаимодействия пользователя с продуктом.
А что понимают под пользовательским опытом современные UX-специалисты? Мы обратились к спикерам и зрителям онлайн-конференции UX-Марафон с просьбой дать собственное определение этого термина. В этой статье, написанной с опорой на ответы, полученные в чате нашего telegram-канала, мы попробуем разобраться, что такое UX и для чего он нужен пользователям и компаниям.
UX — это про логику и удобство на пути к цели
UX — это опыт, который получает пользователь при взаимодействии с чем-либо. В идеале любое взаимодействие должно приводить пользователя к цели и быть для него максимально удобным и органичным, считает Anna Yusupova, UX and CX-reseacher. Это отличает хороший UX от плохого, когда пользователь не достигает своей цели или достигает ее, сталкиваясь с проблемами на своем пути.
N i k @, UX-researcher: MegaFon Tech конкретизирует: хороший UX — это когда в рамках взаимодействия с продуктом пользователь может легко найти нужную информацию или функционал, не испытывая сложностей с навигацией; выполнить целевое действие без лишних кликов; ознакомиться с условиями и подключить нужную опцию или услугу, не обращаясь в поддержку за дополнительной информацией.
- UX — это то, что делает дизайн дизайном. Наверняка многим известно, что дизайн — это в первую очередь проектирование, а только потом красивое. UX в этом ключе становится наиважнейшим инструментом, помогающим спроектировать удобное, понятное и нужное. UX всегда про логику, про понимание пользователя, про опыт взаимодействия, — подводит итог Anastasia, Product Designer at Solar.
Удобно для пользователя, полезно для бизнеса
С развитием интернета и мобильных технологий, а также увеличением конкуренции на рынке, важность UX значительно возросла. Компании начали осознавать, что забота о пользовательском опыте помогает выстраивать долгосрочные отношения с пользователями.
Умение работать с UX (то есть улучшать и усовершенствовать пользовательский опыт внутри продукта) способно влиять не только на удобство для пользователей, но и успешность для бизнеса, отмечает Anastasia, Product Designer at Solar. Чем более приятный опыт взаимодействия получает пользователь, тем выше вероятность сделать его постоянным клиентом.
Что даёт компаниям забота о пользовательском опыте?
- Снижение затрат. Инвестирование в UX на стадии проектирования может значительно сократить затраты на поддержку и доработку продукта в будущем.
- Увеличение конверсии. Хорошо продуманный UX может повысить конверсию, минимизируя количество шагов, необходимых для выполнения действий, таких как покупка или регистрация.
- Лояльность пользователей. Продукты с положительным пользовательским опытом создают долгосрочные отношения с клиентами, увеличивая их лояльность и вероятность повторных покупок.
UX — дело коллективное
UX — это весь опыт, который пользователь получает от взаимодействия с продуктом, например, приложением или сайтом. Опыт может быть приятным или не очень — это зависит от того, попытались создатели пройти путём пользователя или нет. Проще говоря, продукт с хорошим UX — что-то понятное, работающее так, как ожидает пользователь, подчёркивает Екатерина Дегтяренко, UX-редактор в билайне.
Из этого, отмечает Екатерина, вытекает следующая мысль: UX — это дело коллективное. Красивый дизайн без работающих как надо разделов, прикольный текст в интерфейсе, который звучит интересно, но не помогает решить вопрос — это признаки того, что где-то в команде сбоит, хотя должно работать в связке. Поэтому и добавляется приставка UX ко всё большему числу профессий — и каждый UX-специалист должен думать прежде всего о пользователе, отодвигая подальше собственное эго.
Сегодня сфера UX охватывает множество специальностей, каждая из которых играет важную роль в создании качественного пользовательского опыта:
- UX-дизайнер — специалист, отвечающий за проектирование и создание интерфейсов, учитывающий потребности и поведение пользователей.
- Основная задача — создать интуитивно понятные и удобные интерфейсы.
- UI-дизайнер — фокусируется на визуальном оформлении интерфейса. Он отвечает за внешний вид и интерактивность элементов интерфейса.
- UX-исследователь — занимается изучением пользователей и их потребностей, проводит интервью, опросы и тестирования для сбора данных.
- Информационный архитектор — отвечает за структуру и организацию контента, обеспечивая легкость навигации и доступность информации.
- UX-редактор — создаёт лаконичные и ёмкие тексты для интерфейса, следит за тем, чтобы подача информации была своевременной, а инструкции для пользователя на каждом шаге — понятными.
В крупных компаниях существуют целые департаменты и отделы, объединяющие UX-исследователей, UX-редакторов, UX/UI-дизайнеров и проектировщиков. Однако, следует помнить, что главный инструмент UX-специалиста — здравый смысл! В маленьком продукте может быть достаточно и одного UX-специалиста, чтобы пройти весь цикл от исследования до тестирования продукта.
Заключение
UX — это призма, через которую смотришь на пользователей продукта и проходишь весь путь взаимодействия с продуктом «в тапочках» пользователя. Благодаря этому фокусу можно спроектировать, протестировать и создать продукт удобный и понятный пользователю.
И это сделает счастливым не только пользователя, но и бизнес — ведь, если пользователь может легко и просто достичь цели в цифровом продукте (вызвать такси, оплатить услуги, купить продукты, найти информацию) у бизнеса не будет проблем с продажами и обслуживанием клиентов. Поэтому рука об руку идут развитие интернет-сервисов и UX.
***
На платформе UX-Марафон собрано более 250 докладов, посвящённых различным аспектам пользовательского опыта. Если вы делаете первые шаги в сфере UX, обратите внимание на подборку докладов для начинающих, а также на мини-курс Введение в UX-проектирование, в котором мы собрали самые полезные доклады на эту тему со всех конференций, проведённых за без малого десять лет.