Что такое UX и для чего он нужен

23 января 2025

Понятие «пользовательский опыт» (User Experience, UX) впервые было введено в 1993 году Дональдом Норманом, известным специалистом в области дизайна и когнитивной науки. Изначально он использовал термин UX применительно к интерфейсам, но со временем стал обозначить им весь спектр взаимодействия пользователя с продуктом.

А что понимают под пользовательским опытом современные UX-специалисты? Мы обратились к спикерам и зрителям онлайн-конференции UX-Марафон с просьбой дать собственное определение этого термина. В этой статье, написанной с опорой на ответы, полученные в чате нашего telegram-канала, мы попробуем разобраться, что такое UX и для чего он нужен пользователям и компаниям.

пользовательский опыт

UX — это про логику и удобство на пути к цели

UX — это опыт, который получает пользователь при взаимодействии с чем-либо. В идеале любое взаимодействие должно приводить пользователя к цели и быть для него максимально удобным и органичным, считает Anna Yusupova, UX and CX-reseacher.  Это отличает хороший UX от плохого, когда пользователь не достигает своей цели или достигает ее, сталкиваясь с проблемами на своем пути.

N i k @, UX-researcher: MegaFon Tech конкретизирует: хороший UX — это когда в рамках взаимодействия с продуктом пользователь может легко найти нужную информацию или функционал, не испытывая сложностей с навигацией; выполнить целевое действие без лишних кликов;  ознакомиться с условиями и подключить нужную опцию или услугу, не обращаясь в поддержку за дополнительной информацией. 

- UX — это то, что делает дизайн дизайном. Наверняка многим известно, что дизайн — это в первую очередь проектирование, а только потом красивое. UX в этом ключе становится наиважнейшим инструментом, помогающим спроектировать удобное, понятное и нужное. UX всегда про логику, про понимание пользователя, про опыт взаимодействия, — подводит итог Anastasia, Product Designer at Solar.

Удобно для пользователя, полезно для бизнеса

С развитием интернета и мобильных технологий, а также увеличением конкуренции на рынке, важность UX значительно возросла. Компании начали осознавать, что забота о пользовательском опыте помогает выстраивать долгосрочные отношения с пользователями.

Умение работать с UX (то есть улучшать и усовершенствовать пользовательский опыт внутри продукта) способно влиять не только на удобство для пользователей, но и успешность для бизнеса, отмечает Anastasia, Product Designer at Solar. Чем более приятный опыт взаимодействия получает пользователь, тем выше вероятность сделать его постоянным клиентом. 

Что даёт компаниям забота о пользовательском опыте?

  • Снижение затрат. Инвестирование в UX на стадии проектирования может значительно сократить затраты на поддержку и доработку продукта в будущем.
  • Увеличение конверсии. Хорошо продуманный UX может повысить конверсию, минимизируя количество шагов, необходимых для выполнения действий, таких как покупка или регистрация.
  • Лояльность пользователей. Продукты с положительным пользовательским опытом создают долгосрочные отношения с клиентами, увеличивая их лояльность и вероятность повторных покупок.

UX — дело коллективное

UX — это весь опыт, который пользователь получает от взаимодействия с продуктом, например, приложением или сайтом. Опыт может быть приятным или не очень — это зависит от того, попытались создатели пройти путём пользователя или нет. Проще говоря, продукт с хорошим UX — что-то понятное, работающее так, как ожидает пользователь, подчёркивает Екатерина Дегтяренко, UX-редактор в билайне.

Из этого, отмечает Екатерина, вытекает следующая мысль: UX — это дело коллективное.  Красивый дизайн без работающих как надо разделов, прикольный текст в интерфейсе, который звучит интересно, но не помогает решить вопрос — это признаки того, что где-то в команде сбоит, хотя должно работать в связке. Поэтому и добавляется приставка UX ко всё большему числу профессий — и каждый UX-специалист должен думать прежде всего о пользователе, отодвигая подальше собственное эго. 

Сегодня сфера UX охватывает множество специальностей, каждая из которых играет важную роль в создании качественного пользовательского опыта: 

  • UX-дизайнер — специалист, отвечающий за проектирование и создание интерфейсов, учитывающий потребности и поведение пользователей.
  • Основная задача — создать интуитивно понятные и удобные интерфейсы.
  • UI-дизайнер — фокусируется на визуальном оформлении интерфейса. Он отвечает за внешний вид и интерактивность элементов интерфейса.
  • UX-исследователь — занимается изучением пользователей и их потребностей, проводит интервью, опросы и тестирования для сбора данных.
  • Информационный архитектор — отвечает за структуру и организацию контента, обеспечивая легкость навигации и доступность информации.
  • UX-редактор — создаёт лаконичные и ёмкие тексты для интерфейса, следит за тем, чтобы подача информации была своевременной, а инструкции для пользователя на каждом шаге — понятными.

В крупных компаниях существуют целые департаменты и отделы, объединяющие UX-исследователей, UX-редакторов, UX/UI-дизайнеров и проектировщиков. Однако, следует помнить, что главный инструмент UX-специалиста — здравый смысл! В маленьком продукте может быть достаточно и одного UX-специалиста, чтобы пройти весь цикл от исследования до тестирования продукта. 

Заключение

UX — это призма, через которую смотришь на пользователей продукта и проходишь весь путь взаимодействия с продуктом «в тапочках» пользователя. Благодаря этому фокусу можно спроектировать, протестировать и создать продукт удобный и понятный пользователю. 

И это сделает счастливым не только пользователя, но и бизнес — ведь, если пользователь может легко и просто достичь цели в цифровом продукте (вызвать такси, оплатить услуги, купить продукты, найти информацию) у бизнеса не будет проблем с продажами и обслуживанием клиентов. Поэтому рука об руку идут развитие интернет-сервисов и UX.

***
На платформе  UX-Марафон собрано более 250 докладов, посвящённых различным аспектам пользовательского опыта.  Если вы делаете первые шаги в сфере UX, обратите внимание на подборку докладов для начинающих, а также на мини-курс Введение в UX-проектирование, в котором мы собрали самые полезные доклады на эту тему со всех конференций, проведённых за без малого десять лет. 

Поделиться: