Что такое UX-тестирование
UX-тестирование, или тестирование пользовательского опыта — ключевой этап в разработке продуктов и услуг, ориентированных на пользователя. В рамках Марафона UX-ответов мы попросили участников telegram-канала UX-Марафон дать определение UX-тестированию. Полученные ответы мы объединили в этой статье.
Итак, что же представляет собой UX-тестирование?
UX-тестирование — это проверка удобства интерфейса: насколько успешно он помогает пользователю выполнять его задачу, а также работает ли так, как задумали его создатели (Anna Yusupova, UX and CX-researcher).
Это качественный метод тестирования интерфейса сайта, приложения для проверки CJ, текущего и нового функционала, отмечает N i k @, UX-researcher: MegaFon Tech.
UX-тестирование позволяет проверить гипотезы и выявить юзабилити-проблемы, с которыми может столкнуться пользователь на всех этапах взаимодействия с продуктом.
Очень поэтичное определение даёт в своём ответе Julia Rys,CircUX as it is:
«UX-тестирование – это как режиссёрский показ спектакля — проигрывание режиссёром роли или (чаще всего) отдельных её частей, сцен, элементов. Актёру предлагается повторить внешний, а затем и внутренний рисунок действия, показанный ему постановщиком спектакля. После 1-2 успешных режиссёрских показов спектакль уже готовится для официального выпуска на сцену. Спектакль = продукт. Актëры = респонденты».
«Я бы, наверно, расширил до UX-исследований (UX Research), чтобы было проще ответить, как я это понимаю, — уточняет Максим Козлов, CEO Fabuza, — UX-исследования — это сбор и интерпретация информации об опыте пользователя, который возник/возникает при взаимодействии с существующим продуктом или чем-то, что эмулирует его или его составные части (макеты, интерактивные прототипы, карточки в карточной сортировки, концепция продукта и т.д.). Чаще всего для таких исследований нужны пользователи из целевой (потенциально целевой) аудитории продукта. Иногда мысленный эксперимент происходит в голове UX-исследователя».
Какие виды UX-исследований используются чаще всего?
Существует несколько методов UX-тестирования. Один из самых популярных — это юзабилити-тестирование, где реальные пользователи выполняют заранее определенные задачи, а исследователи наблюдают за их действиями. Это помогает выявить трудности, с которыми сталкиваются пользователи, и определить, какие элементы интерфейса требуют доработки.
UX-тестирование может быть модерируемым и немодерируемым:
- Модерируемый тест — интервьюер проводит интервью и дает задания в процессе встречи, фиксируя обратную связь.
- Немодерирумое UX-тестирование — пользователь самостоятельно взаимодействует с продуктом (проверка ключевых сценариев, точек входа, восприятия информации на странице, выбор предпочтительного варианта отображения информации.
Дополнительно прохождение каждого сценария можно оценивать по шкале SEQ от 1 до 7 (Норма >5,5) — насколько сложно было найти ту или иную информацию (N i k @).
Для сбора информации используются наиболее подходящие для конкретной задачи методы исследований, конкретизирует Максим Козлов: модерируемые и немодерируемые юзабилити-тестирования, глубинные интервью, тесты на первое восприятие, first-click тесты, карточная сортировка, модель Кано, опросы, экспертная оценка, кабинетные исследования, этнографические исследования и т.д., или их комбинации.
При проведении подобных исследований крайне важны:
- глубокое понимание продукта и контекстов, в которых существует пользователь (например, конкурентное окружение);
- правильный выбор метода или комбинации методов исследования;
- правильное составление заданий и сценариев и т.д.
Также очень важны опыт и насмотренность, которые также сильно влияют на результаты. Если что-то из этого отсутствует или сделано неверно, то есть риск получить искаженные данные, подчёркивает Максим Козлов.
Эффективное UX-тестирование основывается на получении обратной связи от пользователей. Важно не только собирать данные, но и правильно их анализировать, чтобы понять, какие аспекты дизайна работают хорошо, а какие нуждаются в улучшении.
Что в итоге?
В результате UX-тестирования команды получают ценные инсайты, которые помогают оптимизировать продукт, повысить его конкурентоспособность и удовлетворение пользователей.
Слово Максиму Козлову: «Цель подобных исследований — это получение инсайтов (от английского insight — понимание, представление) о проблемах, причинах поведения, требованиях к продукту (или его части) и т.д. В дальнейшем эти инсайты используются для принятия продуктовых и бизнес-решений, в дизайне продукта и маркетинговой коммуникации. Применение этих знаний ведет к улучшению опыта пользователей, эффективности маркетинговой коммуникации, а также, что не менее важно — улучшению показателей бизнеса».
К сожалению, продолжает Максим, недостаточно просто получить инсайты для того, чтобы продукт стал лучше, пользователи довольнее, а денег бизнес стал зарабатывать больше. Необходима культура data-driven решений внутри компании и доверия к UX-исследователю. Поэтому одной из задач UX-исследователей является построение подобной культуры и налаживание контактов в командах. Однако надо стараться не заболеть стокгольмским синдромом.
***
Если вам интересна и близка тема UX-исследований, вам наверняка пригодятся наши мини-курсы Как проводить UX-исследования (для начинающих) и UX-исследования для продвинутых, а также мини-курс Психология восприятия.
Кроме того,огромное количество практических советов и лайфхаков от лучших профи вы найдёте в видеозаписях докладов на платформе UX-Марафон по тегу Исследования.
А ещё мы напоминаем, что уже 1 марта состоится UX-Марафон #38, посвящённый аналитике поведения пользователей. Узнаем, как сделать удобную визуализацию большого количества данных, провести локальную аналитику B2B продукта, создать свою систему UX-аналитики и выстроить взаимодействие внутри продуктовой команды.