Рефлексивная практика в информационной архитектуре и UX-дизайне
А пока предлагаем вам доклад Дэн Рамсдена, креативного директора UX- архитектуры BBC для конференции EuroIA-2017. В этом докладе он поделился моделью, помогающей визуализировать и конкретизировать идеи в ходе разработки информационной архитектуры для сложных проектов.
Используя модель
Модель, с которой я хочу вас познакомить, имеет форму рыбы – довольно условное приближение к тому противоречивому и разнонаправленному процессу, через который я прохожу в большинстве проектов. Я использую эту «рыбу» как основу для собственной рефлексивной практики и в коучинговых беседах с членами нашей UXA-команды на BBC. «Рыба» помогает мне оценить, на каком этапе разработки проекта я нахожусь в данный момент, проанализировать задачи, с которыми мы сталкиваемся, и предстоящие мероприятия.
«Рыба» состоит из 9 секций-«чешуек». Каждая из них описывает тактическое направление, отдельные навыки или действия, которые вы можете применить в ходе работы над проектом. Эти действия можно объединить в три блока, отражающие режимы работы на разных этапах разработки продукта, услуги или проекта.
Первый режим фокусируется на смыслах и коммуникации. Эти действия помогают достичь понимания, согласия в отношении идей, возникающих в творческой практике.
Второй блок сосредоточен на основных навыках, которые наша команда использует в качестве архитекторов взаимодействия с пользователем.
В третьем блоке рассматриваются связи между нашим проектом и другими проектами и системами. Это помогает увидеть наш дизайн в более широком контексте.
Я подумал, что было бы полезно описать каждую шкалу «деятельности» и дать образцы вопросов, которые задает модель. Это поможет вам получить представление о том, как вы можете использовать эту модель, чтобы стать более осознанным практиком.
Режим 1: смыслы, созидание и коммуникация
Дизайн – это управление идеями для создания ценности. Мы не сможем создать ценность, если не сможем уловить, развить и исследовать идею – и задать вопрос, что конкретно мы имеем в виду, когда говорим о ней.
ИДЕЯ
Большинство проектов начинается с идеи.
Вот у кого-то возникает вспышка вдохновения. Это может произойти в душе. Или во время поездки на работу. Или в ходе исследования пользовательского опыта – возможности есть повсюду.
Идея – это возможность создать что-то новое, чего раньше не было; что-то, что ещё не оформилось и не получило языкового обозначения, чтобы это описать.
Идеи часто остаются где-то на грани сознательной мысли, пульсируя нервной энергией. Это сырой и неструктурированный материал.
· Вам нужно больше идей – можете ли вы поощрять дивергентное мышление для создания большего количества идей?
· Могут ли члены команды сознательно изменить образ мышления, чтобы при необходимости генерировать больше идей (или остановить поток «креатива», когда нужно)?
· У вас есть способ записывать свои идеи – записная книжка или что-то подобное?
· Какие предположения лежат в основе идеи – разделяют ли эти предположения другие члены команды? Говорите ли вы все об одной и той же идее?
· Вы всегда замечаете, когда приходит новая идея?
ФОРМУЛИРУЙТЕ
Если идея достойна воплощения, вы должны приложить усилия для ее реализации. В ходе этого процесса вы больше узнаете о самой идее, о её сильных и слабых сторонах, придадите её некую форму, найдёте слова, чтобы рассказать о ней.
Всё это помогает нам превратить идею в проверяемую гипотезу. Как только мы выяснили, что именно делает эту идею удачной, мы можем сформулировать её применительно к конкретному результату и обдумать, что будет считаться хорошим результатом для различных вариантов воплощения идеи.
- Большая часть инноваций происходит за счет комбинирования идей и управления ими – как находить и развивать творческое мышление?
- Какие способы вы используете, чтобы рассмотреть и протестировать идеи, прежде чем поделиться ими?
- Какой потенциал или возможности заложены в идее? Что делает её удачной? Есть ли в ней возможные опасности или слабости?
- Можете ли вы выразить идею в виде проверяемой гипотезы? Как узнать, что идея проверена или что её потенциал реализован?
ОБСУЖДАЙТЕ
Когда у меня возникает идея, сделать с ней что-то самостоятельно что-то удаётся лишь в редком случае. Как правило, единственный способ дать идее определение и развитие – это обсудить её с кем-то. Вы «перебрасываете» идею другому мозгу, чтобы выяснить её особенности и поведение в реальном мире.
Таким образом, вы переходите от идеи к синтезу и коммуникации.
Мне нужно уметь это делать хорошо – и обычно мне приходится делать это неоднократно на протяжении всего проекта.
Обсуждение систематизирует и упорядочивает наши мысли. Фиксация идеи в описании, присвоение ей имени помогает приручить идею, даёт вам власть над ней.
· Вы обсудили идею?
· Если вы попросите других объяснить вашу идею, совпадёт ли описание с вашим собственным?
· Насколько зависит ваше объяснение идеи от контекста и выдвигаемых гипотез?
· Есть ли артефакт, на который можно указать? Это помогает обсуждать идею, отслеживать изменения и напоминать командам, что им предстоит сделать.
Комбинируем циклы внутри первого блока
Легкое и осознанное перемещение между тремя видами деятельности в блоке 1 – отличительная черта мыслящего практика. Вы должны уметь определять, когда вам необходимо творчество и целенаправленное создание идеи. Выиграете ли вы, потратив время на то, чтобы структурировать и развивать идеи самостоятельно? Как обычно проходит обсуждение?
Идеи не только появляются в самом начале проекта, но и возникают в процессе его разработки – осознаёте ли вы этот факт и как вы это используете? Комфортно ли вашей команде принимать новую идею по мере ее появления?
Также подумайте, насколько интегрированы действия первого блока в вашу практику. Есть ли у вас процессы и методология для комбинирования действий – совместного создания, развития и одновременного обмена идеями? Иногда это наиболее эффективный способ работы на этом этапе.
Режим 2: ядро
Я информационный архитектор, и центральная часть моей «рыбы» отражает эту специализацию. Вопросы и размышления, которые уместны во втором блоке, вероятно, в большей степени зависят от конкретного проекта или специализации. Пункты списка в этом разделе могут быть несколько менее полезными для каких-то проектов или контекстов, но они являются примерами того, о чем здесь можно и нужно спрашивать.
СТРУКТУРА
Для большинства информационных архитекторов метод, используемый по умолчанию при изучении проблемы или возможности, – структурное мышление.
Мы начинаем думать о составных частях и взаимоотношениях между ними, которые выявились на этапе формулирования идеи.
Мы исследуем способы, позволяющие превратить идею в работающий продукт. Размышляем о частях или уровнях детализации, содержащихся в продукте. Мы рассматриваем такое расположение частей, которое позволяет получить нечто большее, чем простая их сумма. Мы анализируем, из чего может состоять фактическое выражение идеи или её реализация.
Когда я перехожу ко второму блоку, я выдвигаю на передний план понимание, полученное на этапе формулирования идеи, и начинаю структурно и стратегически обдумывать претворение его в жизнь.
Таким образом, первый режим раскрывает суть идеи. Во втором блоке мы разбиваем её на части, собираем обратно и анализируем взаимосвязи. В третьем блоке мы продолжаем думать о связях, контексте и использовании идеи.
· Идеи и концепции содержат части и подразумевают их. Возьмите определение продукта, которое вы создали и передали команде в первом блоке, и подумайте, как вы могли бы отобразить это на выбранном вами носителе (программном, аппаратном или физическом).
· Обычно возможны разные структуры и схемы – как вы можете сбалансировать эффективность и устойчивость в создаваемых структурах?
ВОПЛОЩЕНИЕ
Моя повседневная работа в качестве информационного архитектора обычно сосредоточена на hard skills. Я выполняю специфические функции, сосредоточен на IA и работаю с другими дисциплинами, чтобы создать что-то, что работает и имеет смысл для целевой аудитории.
Я стараюсь понять требования и пользовательский опыт других людей, чтобы «поиграть» с расположением частей и потенциальными возможностями в соответствии с этими требованиями. Мы также развиваем наше понимание осуществимости и потенциала идеи в ходе её воплощения. Мы можем даже заметить, что у нас появляются новые идеи – то есть, происходит смешивание первого и второго режимов. Хорошо ли это?
· Чего от вас ждут, когда вы выполняете свою основную роль?
· Каковы артефакты и результаты вашей работы? Хорошо ли понимаете, для чего они нужны? Вам нужно поделиться своими рабочими документами – или вы транслируете их, чтобы сообщить о результатах и выводах?
· Всегда ли вы и ваша команда знаете, когда решение является обязанностью? Есть ли у вас процедура и соглашение о координации команды при изменении ситуации?
ИНФРАСТРУКТУРА
Существует ли какая-либо базовая технология или инфраструктура, которые мы могли бы использовать и к которым у нас есть доступ?
Иногда я думаю, что IA – это балансирование. Мы составляем уравнение с требованиями с одной стороны и возможностями с другой. Возможность работать над уравнением с любой стороны кажется хорошей идеей. Создание чего-то недорогого на основе существующих технологий ускоряет процесс и обходится дешевле, но привязывает вас к существующим материалам, которые вы наследуете и используете. В других случаях у вас может быть время и ресурсы для создания всего вашего решения целиком.
Но в большинстве случаев вам нужно, чтобы спроектированная вами система была связана с другими продуктами и системами. Анализ инфраструктуры дает вам более полное представление о внутренних и внешних связях вашего проекта, а также о фундаменте, который делает его возможным.
· Вы понимаете ограничения, накладываемые существующими системами или архитектурой?
· Что вы можете использовать бесплатно и что от этого унаследуете?
· Вы также можете подумать о работе с другими дисциплинами или общей результативности – какие зависимости существуют между разными работами в проекте?
Режим 3: параллельные системы
Инфраструктура соединяет системы в самой их основе. Но есть и другие связи, которые следует создавать (или которых нужно избегать) в хорошо спроектированных системах. Иногда вы можете повысить устойчивость системы, разделяя какие-то процессы. В других случаях вы можете повысить согласованность и эффективность за счет налаживания связей.
ПРОВЕРКА
После того, как мы достигли общего видения идеи, легко разработать реализацию таким образом, чтобы её можно было оценить. Мы знаем, в чем заключается идея, чего мы надеемся достичь, и поэтому можем сформулировать гипотезу, которую реально проверить.
Когда мы понимаем, с какими проблемами мы можем столкнуться, мы можем обдумать критерии, по которым узнаем, преодолели ли мы их, и составить описание того, как выглядит положительный результат.
Разумеется, исследования и проверки проводятся на протяжении всего проекта. Они свидетельствуют о том, что модель «рыбы» не является линейным изложением этапов работы. Скорее, это набор действий и установок, которые можно использовать во время работы, переключаясь между ними по мере необходимости.
В некотором смысле «коммуникация» и «проверка» обеспечивают уравновешенный источник гравитации для всей модели. Обсуждайте и тестируйте идеи на протяжении всей реализации проекта.
· Все ли разделяют представление о том, как выглядит хороший результат? Можно ли его измерить? Как и когда вы протестируете свои идеи?
· Как вы могли бы перевести идеи и точки зрения из решений, основанных на мнении, в решения, базирующиеся на информации? Есть ли данные (или источники данных), на которых можно основывать разработку?
ИНТЕГРАЦИЯ
Я также регулярно думаю о новых системах, которые мы создадим посредством выбранного нами пути реализации идеи.
Я пытаюсь определить возможности для создания сетевой и параллельной архитектуры. Существуют ли способы повышения эффективности, устойчивости, связей или согласованности внутри систем и во всей более крупной системе, частью которой они являются?
У меня никогда не было идеи, которая в ходе реализации не оказалась бы связана с другими идеями, ситуациями или системами. Для IA или организации было бы опасным высокомерием концентрироваться только на создании своего продукта, не учитывая окружения.
· Что окружает ваш дизайн? Что значит это окружение для вас и вашей аудитории?
СЕТЕВЫЕ АРХИТЕКТУРЫ
Моя конечная цель – создать взаимодействующие между собой сетевые системы, которые обеспечивают правильный баланс между эффективностью и отказоустойчивостью, с одной стороны, и связностью и согласованностью с окружающим контекстом, с другой.
Я стараюсь думать о расположении составных частей не только с точки зрения исполнения каждой частью своей роли, но и с точки зрения той роли, которую эта часть играет в системе. И я также хочу думать о своем дизайне как о части более широкого контекста для моей аудитории. Как моя архитектура и дизайн будут взаимодействовать с более крупной системой или контекстом, который их окружает?
Зачастую люди, для которых мы создаем дизайн, не начинают свой пользовательский путь так, как мы предполагали. Иногда это даже не те люди, которых мы представляли, даже если мы добросовестно проводили исследования. У них может быть открыто 24 вкладки. Возможно, они едят хот-дог. Наша тщательно продуманная архитектура для них – лишь крошечный коридор во всемирной паутине информации. Какие двери и другие возможности видят они в нашем коридоре и вокруг него?
· Что находится в пределах и вне моего контроля, но ощущается в целом, когда мой дизайн используется аудиторией?
· Как информационная архитектура и дизайн могут со временем развиваться? Что это означает для успеха дизайна и архитектуры?
Реальность
Реальность такова, что большинство проектов на самом деле представляют собой множество идей, которые возникают и развиваются одновременно. Они определены и (будем надеяться) описаны и сформированы нами и нашими коллегами. В ходе разработки мы переводим их из неявных, плохо сформированных, шатких представлений в нечто более структурированное и конкретное.
Мы преобразуем наши представления в строки кода или физические объекты, которые отправляются в реальный мир в ожидании, чтобы их воплотили в жизнь и осмыслили – в ожидании, чтобы их обрели.
Реальный мир полон людей, надеющихся найти в них смысл. И я думаю, что смысл подобен лазанье – можно потреблять готовые смыслы, но блюдо собственного приготовления всегда лучше. Информационная архитектура дает аудитории возможность разобраться в вещах самостоятельно. Перефразируя Хорхе Аранго, мы обеспечиваем способность понимать что-то в разных контекстах, создавая определенную степень структурной целостности. Обычно мы хотим максимально упростить понимание аудитории в той мере, в какой она руководствуется этой «структурной целостностью». Но я склонен думать, что смысл наиболее эффективно достигается с помощью (по крайней мере) небольшого целенаправленного сознательного усилия.
Как дизайнеры и информационные архитекторы мы также придаем смысл вещам в процессе их создания. А сознательные, целенаправленные усилия определенно делают нас более эффективными.
Моя модель предназначена для того, чтобы сознательно направлять внимание на наиболее полезную часть проектов и команд, частью которых я являюсь. Эта сознательная рефлексивная практика помогает мне делать вещи, которые легче понять, использовать и получать от них удовольствие. Надеюсь, она пригодится и вам.
Оригинал статьи
Продолжить разговор об информационной архитектуре, познакомиться с её основами, инструментами и кейсами, а также научиться базовому проектированию IA можно будет 27-28-29 января 2021 на UX-Марафоне #22.