Исследования для стартапа: с чего начать
Вам кажется, что продукт, который вы собираетесь запустить, идеален? Возможно, у ваших потенциальных пользователей на этот счёт совсем другое мнение… На одном из прошлых UX-Марафонов дизайн-лид Александр Букин на реальном примере медицинского стартапа показал, как результаты исследований могут перевернуть представления разработчиков о своём приложении и подсказать удачные решения, которые команда даже не рассматривала.
Никогда не пренебрегайте исследованиями, особенно если делаете продукт с нуля, иначе в один далеко не прекрасный момент вы можете обнаружить, что два года команды потрачены впустую — на приложение, которое не интересно и не нужно реальным пользователям, подчёркивает Александр. Мы выбрали из его доклада несколько советов, которые помогут с самого начала организовать и провести исследования пользователей, чтобы сберечь ресурсы, время и мотивацию команды.
Как извлечь пользу из глубинного интервью
Хорошее исследование - это в первую очередь хорошо подготовленное исследование.
1. Продумайте необходимое количество респондентов.
2. Составьте план интервью (чек-лист, фреймворк), в котором определите список открытых вопросов и их последовательность.
3. Для начала попробуйте задать подготовленные вопросы самому себе и понять, как бы вы сами на них ответили. Это поможет отсеять некорректные или «недостаточно» открытые вопросы, не подразумевающие какого-либо объёмного, информативного ответа.
4. Обязательно прогнозируйте продолжительность интервью, чтобы избежать ситуации, когда уставший респондент уже не понимает, чего от него хотят и рассказывает что-то, не имеющее отношения к теме исследования, а неподготовленный фасилитатор стесняется завершить интервью и продолжает поддерживать беседу. В результате вы получаете малоинформативное двухчасовое видео, напрасно потратив время компании и респондента.
5. И ещё один важный совет: не стесняйтесь завершить интервью досрочно, если видите, что респонденту нечем поделиться.
Обычно уже после трёх-четырёх вопросов становится ясно, есть ли смысл продолжать интервью. Если пользователь лоялен, с готовностью и удовольствием общается, но в его ответах нет никакой полезной для вас информации — не стесняйтесь завершить интервью раньше запланированного времени.
Как получать инсайты от ваших пользователей в ходе исследований
1. Задавайте только открытые вопросы
Прописная истина, о которой, тем не менее важно помнить. Это относится не только к интервью: в ходе юзабилити-тестов, например, не давайте пользователю задания, не предполагающие вариативности, определённой «вилки» действий.
2. Предложите подумать и не торопите
Не торопите пользователя, не смотрите на часы. Нередко пользователи только к концу интервью вспоминают что-то важное. о чём они хотели бы рассказать.
3. Попросите привести в пример любимые продукты и фичи
Просите пользователя рассказать о приложениях, которые ему нравятся — не обязательно из той же сферы, что и ваша. Зачастую фичи, сценарии и механики, использованные в продуктах из совсем другой области, помогают получить важный для вас инсайт.
4. Предложите представить продукт мечты
Очень полезное упражнение: в конце интервью предложите респонденту помечтать и описать продукт, которым он хотел бы пользоваться, но которого пока не нашёл в реальности. В ходе подобного мини-брейншторма ваши пользователи нередко выдвигают весьма интересные и полезные идеи, которые можно доработать и использовать для создания новых фичей.
***
О том, как сами пользователи подсказали идею, позволившую замотивировать людей на использование медицинского приложения, и о том, где и как находить респондентов без финансовых затрат, можно послушать в докладе Александра Букина Проверка идеальности продукта: как юзабилити-тесты могут изменить ваш взгляд.
А сам Александр уже в эту субботу, 17 мая, расскажет на нашем UX-джеме, почему важна коммуникация продактов и дизайнеров, как им эффективно работать в паре, выстраивать взаимодействие и распределять зоны ответственности.
Вместе с Александром Букиным выступят ещё восемь крутых спикеров. Вы узнаете, как искусственный интеллект меняет правила игры в UX-сфере, как начать карьеру в UX в 35+ и многое, многое другое.