UX-Марафон о тексте в интерфейсе и 5 принципов работы UX-редакции
Вот уже девятый год мы проводим онлайн-конференцию для UX-специалистов и бережно сохраняем видеозаписи всех докладов на платформе ux-marafon.ru. Сегодня по ежемесячной подписке доступны уже 230 докладов с прошлых конференций, и уже в середине мая копилку UX-знаний пополнят ещё десять выступлений, записанных для UX-Марафона #34 Soft Skills для жизни и карьеры.
А совсем недавно, в апреле, прошла тридцать пятая, юбилейная конференция — Текст в интерфейсе: профи уровень. Мы уже не в первый раз обращаемся к теме UX-редактуры. Однако, на этот раз основной акцент был сделан не столько на непосредственной работе с интерфейсными текстами, сколько на более общих, системных вопросах.
Старший UX-редактор Авито Анна Акулова рассказала, как управлять контентом с помощью дизайн-системы, а руководитель группы UX-редакции в Тинькофф Бизнес Ира Овчинникова — как и зачем в Тинькофф оценивают навыки редакторов интерфейсов. Маша Титова, руководитель редакции Mail.ru, объяснила, как оценить качество интерфейсного текста, на какие метрики смотреть и какие методы для этого использовать.
Как работать в ситуации, когда «вице-президент так решил» и с этим ничего нельзя поделать, рассказала Мария Салтыкова, экс-главный UX-редактор ВТБ. Таня Фокина, UX-редактор и исследователь в Galileo Labs, автор канала Таня прочитала, презентовала результаты исследования, за какие навыки UX-редактору готовы приплачивать. Лид UXW Софья Львова из билайн посвятила свой доклад эмоциям в интерфейсе, а UX-писатель Александра Липатова из Uzum Market поделилась опытом, как пережить выгорание и вернуть любовь к профессии.
Что на самом деле не стыдно не уметь или не делать в UX-редактуре, рассказала Лена Колесник, главный редактор ВКонтакте. А Максим Козлов, генеральный директор и основатель Фабрики Юзабилити, объяснил, почему текст — это тоже интерфейс, и поделился подходами к тестированию текстового контента.
Алина Трофимцова, Team Lead UX-редакторов и автор канала Дольче Вита в Авито, рассказала об особенностях пипл-менеджмента применительно к работе UX-редакции: как грамотно нанимать, онбордить, растить и при необходимости увольнять людей. Об этом докладе мы решили рассказать более подробно.
5 принципов UX-редакции
Найм, онбординг, профессиональное развитие и увольнение — для каждого из этих этапов можно подобрать ключевой принцип, помогающий принимать верные решения там, где невозможно опереться на метрики. И ещё один, «секретный» принцип своей редакции Алина раскрыла в конце доклада.
Принцип 1. Не быть чужим карандашом
Какими качествами должен обладать идеальный кандидат на должность UX-редактора? Можно долго перечислять варианты — энергичность, коммуникабельность, эмпатия, умение работать с обратной связью… Но самое главное — этот человек должен уметь задавать себе вопрос «зачем?» и находить на него ответ.
Каждый, кто давно работает с текстом, знает. что принимать все правки, которые вам предлагают — это хороший, рабочий способ превратить нормальный текст в ужасный. Когда дело касается продуктовых решений, всё ещё серьёзнее — вы можете увеличить поток обращений в поддержку в несколько раз, просто добавив в текст непонятные пользователям формулировки.
Вот почему принципиально важно, чтобы человек, который приходит в компанию, умел оценивать и аргументировать свою позицию, мог подсвечивать риски и блокировать опасные кейсы.
Принцип 2. Онбординг — это фундамент. Чем он основательнее, тем прочнее будут ваши рабочие отношения
Не жалейте сил и времени, чтобы сделать этот фундамент максимально основательным.
Чтобы месяцы поиска, хантинга, собеседований и найма не пропали даром из-за неудачного онбординга, следует задействовать по меньшей мере три составляющих:
- наставничество
- гайды
- встречи — они дают возможность задать вопросы, которые не прописаны в гайдах
Всё это необходимо, чтобы снизить уровень неопределённости, а соответственно — и уровень стресса, который на первом этапе у новичков иногда просто зашкаливает.
Принцип 3. Меняйся, фиксируйся и меняйся снова
Существует расхожее представление, что более опытные UX-редакторы отличаются от менее опытных навыком написания текстов. На самом деле, вы никогда не сможете с уверенностью сказать, специалистом какого уровня написан тот или иной текст. Вне зависимости от грейда UX-редактора, от его текста требуется внутренняя логика, понятные формулировки, уместность и однозначность.
Мидл или сеньор отличается от джуна не умением писать более крутые тексты, а надтекстовыми навыками, такими как лидирование проектов, пипл-менеджмент, презентация идей или планирование ресурсов. Чем больше у человека таких навыков, тем выше его шансы на переход на следующий грейд.
Однако, не всегда специалист выбирает вертикальный рост по системе грейдов — от младшего UX-редактора до тим-лида. Кому-то интереснее наращивание экспертности, оптимизация конкретного рабочего блока.
Все варианты карьерных треков хороши, единственный действительно тяжёлый трек — когда нет движения ни в какую сторону. Задача руководителя — заметить, что человек вышел на плато своих навыков и предложит ему новые задачи «на вырост».
Принцип 4. Уход человека должен быть максимально прозрачным
Самый большой подарок, который могут сделать друг другу на этом этапе команда и сотрудник — открытая и искренняя обратная связь.
Компании важно понять, связан ли уход сотрудника только с личными причинами, или это командная недоработка? Было ли несовпадение ожиданий и реальности, есть ли зоны для улучшения?
Сотруднику тоже полезно получить честную, открытую и полную обратную связь, что было хорошо, а над чем надо ещё поработать.И на этом же этапе важно рассказать команде, что именно произошло, коснётся ли это остальных, нужно ли распределять дополнительные задачи, и если да — то как именно и на кого.
Принцип 5. Будьте неравнодушными
Это пятый, бонусный принцип, который особенно важен, когда ваша редакция относится к центру клиентского сервиса и регулярно имеет дело с обращениями пользователей — как правило. негативными. Только он помогает справиться с выгоранием и добиться успеха.
Видеозаписи UX-Марафона #35 появятся на платформе ux-marafon.ru 13 июля. А вот посмотреть видео предыдущих выпусков о тексте в интерфейсе можно уже сейчас — как и более 200 других докладов экспертов-практиков: исследователей, проектировщиков, дизайнеров. Стоимость месячной подписки — всего 990 рублей в месяц. Наши подписчики называют эту сумму самым полезным вложением в свое развитие.
И кстати, по промокоду UXText50% можно получить 50% скидку на первый месяц подписки ;)