Зачем заниматься развитием дизайнеров?

10 марта 2021

Зачем заниматься развитием дизайнеров, если мы им платим?

25 февраля прошла онлайн-конференция UX-Марафон #23 | Паттерны дизайн-менеджмента. UX- и дизайн-директора digital-компаний рассказали, как организовать найм и координировать работу международной дизайн-команды, для чего нужно прокачивать HR-бренд компании и как «работает» аутстаффинг в IT.

Предлагаем вам материал по мотивам доклада Ольги Сартаковой, дизайн-директора Redmadrobot. Ольга поделилась опытом развития сотрудников, накопленным в компании за много лет, и объяснила, как с помощью скиллсета выстроить чёткую и понятную траекторию профессионального роста дизайнеров, что такое дизайн-культура и как её создать и развивать.

Как сделать дизайнеру интересно?

Итак, зачем же заниматься развитием дизайнеров, если вы им платите? А вот зачем: деньги – это замечательно, но даже самая высокая зарплата рано или поздно перестаёт мотивировать сотрудников на новые подвиги, если она не подкрепляется интересной работой и удовольствием от самореализации.

Как же сделать так, чтобы дизайнеру было интересно? Нужно создать ему правильные условия. Чем сложнее задачи, которые стоят перед человеком, тем больше он тревожится. В то же время, когда специалист слишком долго делает то, что давно умеет – ему становится скучно. Поэтому рецепт прост – нужно всё время держать сотрудника в зоне между стрессом и скукой, создавать испытания, но давать отдохнуть в перерывах.

Конечно, в реальной жизни следить за соблюдением этого алгоритма сложно, особенно если у вас не один сотрудник, а несколько десятков. Но постараться можно. И начать лучше всего с разработки скиллсета.

Что учесть при разработке скиллсета?

Итак, что же необходимо учитывать при разработке скиллсета?

Во-первых, интересы компании. Проанализируйте, какие задачи сотрудники решают сейчас, и какие им предстоит решать в скором времени.

Во-вторых, стоит посмотреть, что сейчас предлагают своим сотрудникам конкуренты.

Ну, и в-третьих (но совершенно не в-последних), нужно поинтересоваться у своих сотрудников, с какими проблемами они сталкиваются сейчас в своей работе и чего хотят достичь в будущем.

Интересы компании

Для начала определите стратегию компании: чем компания занимается сейчас, на какие рынки планирует выходить, какие услуги оказывать? Как в этом будут участвовать дизайнеры? Как будут взаимодействовать с другими практиками?

Далее обдумайте, с какими типами задач имеют дело ваши дизайнеры, какие задачи есть у них сейчас, какие появятся в ближайшие год-два.

“Например,  у нас есть три типа задач. 70% проектов, с которыми мы работаем, предполагают чёткий UX, качественный UI и реализуемость в разумные сроки. Ещё 20% – концепции на ближайшее будущее, вдохновляющий визуальный дизайн плюс безупречный UX, а оставшиеся 10% – это генерация и проверка идей продуктов”

Затем определите, на каком уровне у вас установлена планка качества. Как вы делаете – дёшево и сердито или над каждым проектом работаете так, чтобы получить Каннских львов? Главное при этом – быть честными с собой и командой.

Конкуренты

Посмотрите, что происходит на рынке труда. Не забывайте, что ваши сотрудники нравятся не только вам. Вы находитесь на высококонкурентном рынке и физически не сможете быть интереснее, чем конкуренты, абсолютно для всех дизайнеров. Надо выбрать свою аудиторию и сформировать для неё собственное «уникальное работодательское предложение».

“Наше уникальное работодательское предложение – это непрерывное развитие, это атмосфера как в дизайн-команде, так и в компании в целом. Это большие интересные проекты, которые задают тренды на рынке, и при этом самые адекватные клиенты, каких только можно представить”

А что говорит команда?

Ну и, наконец, не забудьте спросить свою команду: какие проблемы есть сейчас? Как мы можем их решить? Чему команда хочет научиться?

“Мы со своей командой провели серию брейн-штормов в конце декабря –  начале января. На первом обсудили проблематику, потом ещё три посвятили поиску решений. Ещё мы спросили у команды, какой проект мечтает  реализовать каждый из дизайнеров и чему он хочет научиться. И теперь у нас есть понимание, какие компетенции команды есть сейчас и какие должны появиться в ближайшее время”

Компетенции команды и индивидуальные задачи

Составьте для начала список целевых компетенций, потом проанализируйте текущие и выявите разрывы: это и будет общий план прокачки команды.

“Например, мы планируем совершенствоваться в UX, визуальном дизайне, осваивать 3D и моушен. А также хотим прокачаться в методах генерации идей уникального торгового предложения и их проверки”

Затем не забудьте проанализировать, кто и чем в вашей команде занимается сейчас, какая ответственность лежит на каждом сотруднике, какие траектории развития для него возможны; что должен делать каждый человек, чтобы компания готова была платить ему больше.

После этого можно переходить к составлению скиллсетов.

Составляем скиллсет

Что такое скиллсет? Есть шуточное (или не очень) определение, что скиллсет – это документ, который нужен компании, чтобы обосновать сотруднику отказ в повышении.

“По хорошему, скиллсет – это ориентир для поиска точек соприкосновения личных целей дизайнера и целей компании”

Cкиллсет, принятый в Redmadrobot, предполагает, что на раннем этапе все дизайнеры развиваются по более-менее одинаковой программе. А затем, прокачавшись до достаточно серьёзного уровня, начинают специализироваться в соответствии со своими предпочтениями.

Как устроен скиллсет?

1) Навыки

Во-первых, скиллсет содержит hard skills – специальные навыки, крайне необходимые для профессии дизайнера. Они разделены на несколько групп:

  • дизайн продукта
  • UX 
  • UI
  • визуальный дизайн
  • владение инструментами
  • самоорганизация и управление (для старших грейдов)

Эти навыки оцениваются по 5-балльной шкале: отсутствуют, базовый уровень, хороший, экспертный и лидерский.

Кроме того, скиллсет включает в себя soft skills:

  • креативность
  • аналитическое мышление
  • внимательность 
  • аккуратность
  • надёжность
  • ответственность
  • производительность
  • самостоятельность
  • умение работать в команде
  • инициативность
  • умение добиваться результата
  • коммуникативность
  • лидерство
  • публичность

Soft skills оцениваются по 2-балльной шкале: есть/нет.

2) Достижения сотрудника за прошедший период

К достижениям относятся:

  • преподавание на курсе
  • наставничество
  • публикацию статей
  • выступление на конференции
  • кейс на Behance
  • шоты на Dribbble
  • дизайн-награды
  • вклад в технологизацию дизайн-процесса

img

Менторство

Продвигаться по скиллсету дизайнеру помогает его ментор. Встречи с ментором происходят один раз в неделю. Обычно на этих встречах ментор узнаёт, как продвигается обучение и как подопечный (менти) себя чувствует, а также даёт практические задания для прокачки скиллов.

“Ментор – это помощник, но ответственность за финальный результат всегда лежит только на самом человеке”

Оптимальным считается, когда на одного ментора приходится до 5 менти.

Ассессменты и чеки

Как происходит развитие дизайнеров, в Redmadrobot проверяют на ассессментах.

“Ассессмент – это не экзамен, а точка сверки, идём ли мы в одном направлении”

При подготовке к ассессменту дизайнер вместе со своим ментором заполняет скиллсет. Параллельно скиллсет заполняет арт-директор – это позволяет получить более цельную картину развития дизайнера.  

Кроме того, дизайнер представляет на ассессменте презентацию, где перечисляет, что было за прошлый период, чего он достиг, какие были трудности, чего он хочет теперь. После демонстрации презентации дизайнер получает обратную связь от команды, ментора и руководителя.

Затем, учётом сказанного самим дизайнером и точек роста, обозначенных коллегами, ментором и руководством, все вместе обсуждают, какой будет траектория  развития дизайнера на следующий период. И лишь после этого поднимается вопрос об изменениях в грейде и зарплате для этого сотрудника.  

На этом индивидуальная часть развития дизайнеров заканчивается и начинается командная прокачка. Как она организована и какие мероприятия проводятся в компании для поддержания дизайн-культуры, можно узнать, посмотрев доклад Ольги Сартаковой на платформе UX-Марафон. Там же можно ознакомиться с выступлениями других спикеров онлайн-конференции UX-Марафон #23 | Паттерны дизайн-менеджмента.

Поделиться: