Что делать, если вам попался «трудный» респондент
Мы уже рассказывали о докладе Надежды Щетининой «Как провести интервью и докопаться до сути». Доклад посвящён базовым принципам и особенностям проведения глубинного интервью – тонкого инструмента, позволяющего понять даже те проблемы и потребности клиента, которые он сам может не осознавать.
Недавно мы включили этот доклад в мини-курс «Как проводить UX-исследования». Курс сформирован таким образом, чтобы даже начинающие специалисты получили максимально полное и разностороннее представление о стратегиях, методах и лайфхаках, которые применяются в исследовании пользовательского опыта.
А сегодня мы публикуем новый отрывок из доклада Надежды Щетининой, затрагивающий, пожалуй, один из самых сложных моментов в работе UX–исследователя: как общаться с «трудным» респондентом?
Что же делать, если вам попался респондент, с которым не удаётся выстроить продуктивное интервью? Можно выделить 5 категорий «трудных» респондентов, и в каждом случае тактика будет разной.
«Я не знаю, я так привык»
Первая категория, самая тяжелая для многих исследователей – это люди, которые на любой вопрос отвечают: «Я не знаю, я так привык». И это не потому, что они такие вредные или скрытные – они действительно не знают, почему совершают те или иные действия именно так. Это связано с достаточно низким уровнем осознанности, непониманием причин своих поступков; как правило, эти люди поступают так или иначе просто по инерции.
Что делать
- Самое важное – быть дотошными и изобретательными в ходе беседы, заходить с разных сторон и постоянно переформулировать вопрос, пока не получите нужный ответ.
- На каждое «не знаю» просите вспомнить, что и как респондент делал, что привело его именно к такой последовательности действий, и снова задавайте вопросы «почему?» и «как вы думаете, что привело к тому, что вы стали делать именно так?». Рано или поздно человек всё равно начнёт анализировать свои поступки.
- Больше спрашивайте о прошлом опыте в других похожих сценариях, других похожих продуктах и о причинах этого опыта.
Болтуны
Следующая категория респондентов – любители поболтать обо всём и ни о чём. Они постоянно сбиваются с темы беседы и ударяются в воспоминания, общие рассуждения, обсуждение личных или общественных событий.
Что делать
- Самое главное – не давать увести себя от темы интервью, вовремя отслеживать, что респондент ушёл куда-то не туда.
- Когда респондент отклоняется в сторону, допустимо выслушать его один раз, а во всех последующих случаях необходимо мягко перебивать его и возвращать к предмету обсуждения.
- Не стесняйтесь попросить респондента не отклоняться от темы, так как время встречи ограничено.
- Повторяйте «Я хотел(а) бы вернуться к теме нашей беседы» и не стесняйтесь делать это часто.
Респонденты с личным травматическим опытом
Ещё одна достаточно тяжёлая категория – это респонденты с травматическим личным опытом, любое упоминание о котором является для них болезненным и заставляет замыкаться в себе.
Что делать
- Самое важное с такими людьми – максимальная чуткость и мягкость.
- Заслужите доверие респондента, невербально (вашим тоном, позой, взглядом) дайте ему понять, что вы слышите его боль.
- Сразу же переключайтесь на «безопасные» вопросы, которые не имеют отношения к этому травматическому опыту.
- Тему травматического опыта раскрывайте постепенно, короткими уточняющими вопросами при ответах респондента на «безопасные» вопросы.
«Эксперты»
Следующий тип «трудных» респондентов – «эксперты». Они знают всё обо всех, с удовольствием расскажут, как надо делать или как это делают «все люди», но ничего не говорят о себе.
Что делать
- Самое главное – бдительность: важно поймать момент, когда респондент начинает говорить обо всех, а не о себе.
- В каждом вопросе делайте акцент на личности респондента: «как делаете лично вы?», «почему вы делаете именно так?»
- Не стесняйтесь при необходимости сказать прямо: «Вы сейчас рассказали, как это делают другие люди, а как это делаете лично вы? Нам важен лично ваш опыт».
Сотрудники вашей организации
Наконец, последняя категория непростых респондентов -– это сотрудники организации, в которой вы работаете. Если вы изучаете какие-то внутренние процессы или внутренние продукты и вам нужно проинтервьюировать ваших коллег, это в любом случае вопрос доверия и конфиденциальности, потому что далеко не все сотрудники готовы рассказывать другим сотрудникам о своих проблемах.
Что делать
- Дайте респонденту ощущение уверенности в том, что всё сказанное им останется строго между вами.
- Говорите всегда от своего имени, а не от имени компании, «я», а не «мы» (в отличие от интервью с внешними респондентами), чтобы ваш коллега чувствовал, что это именно персональная беседа.
- Чётко донесите до сотрудника, что ваша задача – найти проблемы, которые мешают ему эффективно работать, и придумать решение, а также что всё сказанное им не пойдёт дальше вас: отчет будет обезличенным, без имен и указания на авторство высказываний.
- Именно здесь можно и нужно показывать свою искреннюю реакцию на всё, что рассказывает респондент.
Посмотреть доклад «Как провести интервью и докопаться до сути» можно на платформе ux-marafon.ru как отдельно, так и вместе с другими докладами в составе мини-курса «Как проводить UX-исследования». К докладу прилагается полезный бонус – методичка по проведению глубинных интервью.